Владимир Вайнер, автор медиа-библиотеки социальной рекламы Atprint.ru, выступил с докладом об информационных кампаниях, начавшихся более 100 лет назад и нашедших свое отражение в современных социальных акциях. Так была рассмотрена противотуберкулезная кампания «Белые цветы», впервые прошедшая в России в 1911 году. Кампания проходила под покровительством царской семьи до 1915 года, затем в сокращенном варианте с 1922 по 1930 год и возродилась в 1998 году в Нижнем Новгороде благодаря Нижегородской Ассоциации неправительственных некоммерческих организаций «Служение». Директор по развитию «Служения» Алла Балашова поделилась подробностями проведения первой акции «Белые цветы» в Нижнем Новгороде в 1998 году и рассказала, как развивалась кампания в следующие годы. Основными целями кампании были информирование жителей города о профилактике туберкулеза и сбор средств на обеспечение детского центра лечения туберкулеза.
О том, как проходят акции «Белые цветы» в Москве рассказала Анна Овсянникова, представитель благотворительной организации «Милосердие». «Милосердие» проводит эти кампании с 2011 года. Каждый год кампания направлена на сбор средств в пользу разных благотворительных организаций и приурочивается к соответствующим праздникам. Так в 2013 году акция «Белые цветы» проходила в День медицинской сестры, а собранные средства пошли на работу сестер милосердия в патронажной службе по уходу за детьми, тяжелобольными людьми и инвалидами.
Другими темами развития форм информационной поддержки благотворительности стали кампании по профилактике социального сиротства и благотворительные базары. Участники круглого стола рассмотрели и обсудили плакаты дореволюционных кампаний помощи детям-сиротам, таких как «День красного яичка» и других инициативах, нашедших современное воплощение в работе многих НКО.
Современные кампании по профилактике сиротства были представлены макетами социальной рекламы из медиа-библиотеки Atprint.ru «Одинокие дети ждут» Фонда «Дорога к детям»,
«Я научу тебя..» общественной организации «Старшие Братья Старшие Сестры России»
«Один он не справится» Фонда «Дети наши»
а также видеороликом новой социальной кампанией «Каждому ребенку нужна семья».
Все материалы доступны для скачивания в медиа-библиотеке Atprint.ru
Кроме того в качестве новой формы информационных кампаний был рассмотрен документальный фильм о детских домах «Блеф», информационная встреча «Дети домой» и акция по сбору средств «face to face», запущенная в поддержку Детских деревень SOS.
Тема благотворительных базаров также была популярна в дореволюционной России. Благотворительные базары проходили при участии различных комитетов в пользу приютов при родильных домах, жертв войны, убежищ для престарелых учительниц и многих других. Большинство базаров сопровождались кружечным сбором и раздачей отличительных знаков-сувениров.
В последние годы благотворительные базары также приобретают популярность среди некоммерческих организаций. Так Душевный базар собрал в 2013 году более 60 организаций на своей площадке. Общая сумма собранных средств составила 4 851 831 рубль.
Больше макетов и полная информация представлена в презентации
«Развитие форм информационной поддержки благотворительности в России — 100 лет назад и в наши дни»
Также с докладом о новых проектах и инициативах в сфере социальной рекламы выступила Лидия Тихонович, обозреватель портала «Филантроп» и представитель программы «Социально активные медиа» фонда «CAF». Лидия рассказала об участниках программы и последних проектах, разработанных в рамках программы «Социально активные медиа». Все проекты представлены в презентации:
По мере рассмотрения кампаний разного времени участники делились своим опытом проведения собственных социальных акций, демонстрируя разнообразие подходов и форматов подобных мероприятий. Так РИА «Новости» организуют в России акцию в поддержку детей с аутизмом «Зажги синим». Благотворительный фонд «АиФ «Доброе сердце» проводит фестиваль «Пасхальная радость», направленный на помощь тяжелобольным детям. Фонд «ОРБИ» в настоящее время проводит кампанию по профилактике инсультов. Фонд «Возрождение» устраивает благотворительные спектакли. Фонд поддержки социальных предпринимателей «Навстречу переменам» проводят благотворительные забеги резиновых уточек.
Участники круглого стола также отметили важность рассмотрения и использования исторического опыта поддержки и развития благотворительности. «Опираясь на историю, мы можем очень грамотно положить проверенные механизмы благотворительности в основу современной деятельности», — добавила Анна Белокрыльцева, представитель АНО «Студио-Диалог».
Алла Балашова также рассказала о конкурсе творческих работ, посвященных изучению истории благотворительности, среди школьников, который проводится Благотворительным советом Нижегородской области и пригласила участников круглого стола использовать этот опыт.
«Социальные проблемы на протяжении века эволюционируют, в то время как их решения на основе новых каналов коммуникаций и новых технологий могут быть революционными. Если учесть и понять опыт прошлого и соединить его с современными возможностями, можно создать условия и для поддержки добровольчества и благотворительности и для решения многих социальных проблем», — подвел итоги встречи Владимир Вайнер.